«Зарплатные» схемы. Для них не осталось выхода.

Вот уже на протяжении нескольких лет существует Банк кредитных историй. Данный банк хранит в себе все данные о доходах граждан.

И ровно такое же по продолжительности время представители налоговых органов охотятся за информацией, которая содержится в этом банке. Налоговики стремятся узнать оттуда «зарплатные схемы» фирм и предприятий. И в последнее время им в этом все больше и больше везет.

Полномочия налоговиков в получении информации. Ожидаемые и существующие полномочия.

Любой банк перед принятием решения о выдаче кредита всегда в первую очередь интересуются и обращают внимание на доход потенциального заемщика. С этой целью они требуют от заёмщика справку формы 2-НДФЛ. Именно этот же документ интересует и контролеров. Фигурирующие в этом документе доходы зачастую могут отличаться от тех, которые могут быть указаны в налоговой декларации.

Своё желание в получении доступа к (к стати говоря) банковской тайне инспекторы объясняют только с целью повышения эффективности контроля и администрирования налога на доходы физического лица. В реальности же это очередная попытка представителей налоговых органов в получении тотального контроля над налогоплательщиками. Руководствуясь именно этими целями налоговики периодически стараются в Закон о банках и банковской деятельности, в Уголовный, Гражданский и Гражданско-процессуальные кодексы внести поправку, согласно которой будет расширен круг держателей банковской тайны (естественно и налоговые органы станут одними из них). ФНС периодически так же выступает с предложением, после положительного рассмотрения которого, ревизоры могли бы получить право организации проверок с целью выявления возможного уклонения от уплаты единого социального налога и подоходного налога. По их утверждению, основная цель – борьба с незадекларированными доходами. В процессе проверки налоговики смогут сравнить заработную плату, которая указана в налоговой декларации и данные, которые указаны в справке для банку.

Многие банки выдают займы на основе сведений о «серой» зарплате. Если информация о ней попадет в руки налоговых органов, то они могут организовать проверку организации. Учитывая, что у банков накоплены значительные базы по таким кредитам, под удар могут попасть сотни тысяч компаний. Налоговики лишний раз проверят и без того еще не укрепившийся класс мелких и средних предпринимателей. Сомнения вызывает тот факт, что данный процесс хоть как-то коснется настоящих «монстров», кто использует «серые» схемы выплат совсем не для того, чтобы выжить, а для откровенного отмывания денег.

На сегодняшний день налоговые органы вправе получать от банков документы, подтверждающие уплату налогов, исполнение инкассовых поручений налоговиков, справки по операциям и счетам клиентов, но не любую иную информацию о клиенте. Однако формально заглянуть в данные о кредитах они все-таки могут – через встречную проверку. Изучая физическое лицо, они могут обратиться в банк за подтверждением информации. Поинтересоваться реальной зарплатой гражданина из неофициальных справок о доходах сотрудники ФНС имеют возможность и во время выездных проверок банков. Эксперты журнала «Расчет» отмечают, что фирма в безопасности в том случае, если на справки о доходах для кредитных организаций она не ставит печати и подписи.

Тайна вкладов.

А теперь невольно напрашивает вопрос: а как же на счет тайны вкладов? Часть вторая Гражданского кодекса РФ в статье 857 говорит следующее: «Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте». Кроме этой статьи существуют еще несколько законодательных актов, в которых четко прописано, кто и в каких случаях вправе потребовать предоставления сведений, которые попадают в разряд определения «Тайна». Коме того, сами банки выступают с требованием, чтобы контролеры, обращаясь за подобной информацией, должны быть мотивированы конкретной претензией к конкретному налогоплательщику. Эта претензия должна быть задокументирована и законодательно обоснованной. Это не должно быть простым желанием просто получить информацию, а уже потом решить в с какой целью ею воспользоваться.

Вся система кредитования построена таким образом на сегодня, что предоставление банком подобной информации без согласия заёмщика и без того, чтобы поставить его в известность,  для кредитной организации обернется судебным разбирательством и административным взысканием.

Защита информации.

ФНС и Пенсионный фонд пообещали банкам помочь в получении достоверных сведений о доходах заемщиков. А во избежание разглашения этой информации делать её доступной только для банков, в которых систему защиты информации сертифицирует Центральный Банк. БКИ согласно этому закону имеет право запросить информацию у органов власти с целью проверить сведения, которые входят кредитную историю заемщика.

Налоговым кодексом законодательно предусмотрено, что все сведения о налогоплательщике,  которые были получены не подлежат разглашению (кроме случаев, которые предусмотрены Федеральным законом).

Кроме вышеперечисленного, существует понятие «персонифицированные данные». Данные, относящиеся к этой категории подлежат к максимальной защите. В ситуации, которую мы только что описали, такие данные свободно могут быть переданы в БКИ, и это зафиксировано н законодательном уровне. В добавок этому бюро имеет полное право запросить в органах власти информацию, которую обычно требуют кредиторы для принятия решения о выдаче денежного займа (кредита).

Служба безопасности Центрального Банка заявила, что данные о пенсионных и налоговых отчислениях граждан будут под специальным режимом защиты. Этот режим выдает только ЦБ «Сообщество пользователей  стандартов цетробанка ABISS». Тут имеется ввиду обмен данными и процесс организации обмена при определенных условиях. Этот процесс основывается на оценке возможного риска утечки секретной информации. Но куда же девать человеческий фактор, а именно недобросовестные сотрудники, которые имеются в любой «конторе».

Но не все так плохо. Имеются и хорошие новости. Основываясь на полученных данных не получится привлечь работодателя к ответственности как налогового агента. Да и самого налогоплательщика так же не получится привлечь ку ответственности. И факт несовпадения доходов отдельно взятого налогоплательщика с размером кредитов, которые он погашает не является свидетельством в намерении уклониться от уплаты налога. Этот факт можно объяснить разными причинами. Например, техническая ошибка. Намерение налоговиков строить выводы только по справке 2-НДФЛ не дает полной картины, если опираться на существующее законодательство в этой области.

И самым надежным способом избежать всяких неожиданных проверок – четкий контроль за документацией, которая выдается сотрудникам на руки с целью получения кредитов.

Наши услуги
Позвонить