Что такое налоговая оптимизация и на сколько она полезна?
Пределы налоговой оптимизации.
Вполне понятно желание предпринимателей сэкономить на налогах. Но это желание, при чрезмерном усилии, может стать грубым нарушением законодательства.
Причем не только административным, но и, что еще хуже, уголовным. Как же таких рисков избежать?
Снижение налогов – не бесплатный ли сыр?
Попробуем определиться с этим вопросом. Итак, практика показывает, что государство, снижая налоги, ужесточает при этом налоговый контроль. И это действительно так. Если внимательно посмотреть на сегодняшнюю ситуацию, то налоговые ставки снижены, но надо понимать, что бюджет чем-то наполнять нужно. Поэтому усиление контроля и более активные и жесткие меры будут приняты. Вполне возможно, что ставки и в дальнейшем будут снижаться и станут действительно приемлемыми, но не стоит забывать о том, что бюджет наполнять необходимо, поэтому меры по их сбору будут только усилятся.
Факторы возникновения налоговых рисков.
Налоговое законодательство.
К факторам налоговых рисков можно отнести именно противоречивость непосредственно самого налогового законодательства. Парадокс, но даже очень опытные консультанты подчас не могут однозначно понять, что же на самом деле имел ввиду законодатель. Об этом не перестаю говорит на разных уровнях и, думаем, не стоит нам повторяться.
Суды.
На чем хотелось бы немного заострить внимание, так это на роли наших судов в делах, связанных с налоговыми претензиями как с одной стороны, так и с другой. Суды являются органами государственной власти, но, не смотря на это, им далеко не всегда под силу адекватно защитить права налогоплательщиков. На это могут быть разные причины:
- Профессиональная подготовка судей;
- Недопонимание специфики рынка;
- Старание судеб перестраховаться в принятии решения;
- Запутанность самих судей;
Бывают даже такие ситуации, когда судьи становятся на сторону налоговиков и занимают очень жесткую позицию. В последующем руководству фирмы проще заплатить все налоги, штрафы и так далее, лишь бы «не было хуже».
А отсюда вывод, что каждый сам ля себя должен решить, что проще будет: предотвратить ли налоговые проблемы или решить их.
Штрафы.
Штрафы — также серьезный налоговый риск. Налоговики могут взыскивать от двадцати до восьмидесяти процентов от суммы недоимки. В апреле Федеральная налоговая служба выпустила письмо, в котором сказано, что, если поставщики какого-то налогоплательщика не уплатили свой НДС в бюджет, а впоследствии будут выявлены достаточные признаки взаимосвязи или взаимозависимости между ними, налоговая обязана взыскать штраф в размере сорока процентов от суммы недоимки за умышленное уклонение от уплаты налога. При повторном выявлении нарушения размер штрафа увеличивается в два раза на основании Налогового кодекса.
Уголовная ответственность.
Привлечение к уголовной ответственности — еще один риск. Сам факт привлечения сказывается на отношениях с контрагентами, проникновение подобной информации на рынок сильно ударяет по позициям фирмы. Также над российскими компаниями по-прежнему будет висеть угроза в любой момент лишиться приобретенного по сделке имущества. Для этого государству достаточно признать эту сделку безнравственной. И в президентской администрации, и в Госдуме колеблются с внесением поправок в статью 169 Гражданского кодекса. Таким образом, несмотря на заявления чиновников об изъятии морально-этических норм из экономического российского законодательства, реальных шагов в этом направлении не предпринимают. Государство считает, что нужно оставить конфискацию в руках налоговиков как сверхоружие, которое может уничтожить любую компанию.
Предотвращение проблем системой безопасности.
Возможно ли избежать проблемы с налогами? По нашему мнению, каждая фирма должна стремиться создать свою систему безопасности. Один из основных элементов которой – налоговое прогнозирование ситуации. Ведь не секрет, что прогнозировать налоговую ситуацию вполне реально. Общие тенденции, имея определенный опыт, навыки и знания, вполне реально. Ведь государство не делает из этого полной тайны. Всегда какие-то сведения доносятся до предпринимателей. На основе имеющихся данных всегда можно смоделировать ситуацию. Такой подход как раз и позволит предотвращать возможные проблемы с налоговыми органами вместо того, что бы их потом исправлять.
- Так же бизнесмены должны не переусердствовать с уменьшением налоговых органов и определить правовые пределы налоговых оптимизаций.
- Кроме того, не следует пренебрегать экономическим обоснованием сделок и разного рода хозяйственных операций.
- Важная составляющая налоговой безопасности – подбор и проверка поставщиков и партнеров.
- В некоторых ситуациях будет более правильным решением обращаться к внешним консультантам и оспаривать в Высшем Арбитражном суде толкования нормативных актов, которые были Вам выданы министерствами и ведомствами.