Внесудебная ликвидация «мертвых компаний».

Налоговым органам удалось добиться максимально удобных и комфортных условий в борьбе с теми компаниями, которые по разным причинам, но регулярно отказываются или не предоставляют необходимую отчетность, не ведут финансово-хозяйственную деятельность.

Был принят закон «о Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Гражданский кодекс. После принятия вышеупомянутого закона стало возможным ликвидировать «мертвые» компании и организации в административном порядке, не добиваясь на это санкции суда. Однако, это упрощение по отношению к «мертвым» компаниям во многом может создать проблемы и вполне работоспособным компаниям.

Сама проблема вокруг «спящих» компаний возникла, напомним, в связи с тем, что все юридические лица до 1 января 2003 года были обязаны пройти перерегистрацию, представив налоговым органам необходимые сведения о себе. Однако около 1,6 млн зарегистрированных ранее предпринимателей, по данным налоговиков, так и не выполнили это требование, что является основанием для их ликвидации. Но на практике «вычистить» реестр юридических лиц оказалось совсем не так просто. Согласно действующему законодательству, механизм ликвидации - процесс достаточно длительный, предусматривающий судебную процедуру закрытия предприятия. По оценке налоговых органов, с учетом реальных возможностей российской судебной системы ликвидация таких юридических лиц в судебном порядке займет не менее 15 лет и потребует значительных бюджетных средств.

Те поправки, которые были одобрены, этот процесс максимально ускорили. И, получается, под прицел налоговых органов попадают организации, которые не имеют имущества, сотрудников и органов управления. Налоговики утверждают, что это те самые «фирмы-однодневки», которые всегда создаются под конкретную финансовую операцию, после проведения, которой перестают существовать. Принятые поправки определили все критерии, по которым определяются вышеупомянутые фирмы и в последующем безболезненно их ликвидировать. Все сводится к двум основаниям:

  • Не предоставление финансовых отчетов в течении 12 месяцев в налоговые органы
  • Отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету

прошенные «Бизнесом» эксперты сходятся во мнении, что, хотя намерения у налоговиков вполне благие, методы выбраны неправильные. Потому что в результате их применения проблемы могут возникнуть и у вполне дееспособного бизнеса. «У нас ведь всегда пишутся неплохие законы. Проблемы возникают, когда их начинают применять на практике»,- говорит управляющий партнер «Викторус–Юстицинформ» Руслан Ибрагимов.

Он опасается, что «существует вероятность, что налоговики ликвидируют и вполне работоспособную фирму, которая всего лишь некоторое время не проводит операций». А представители объединения «ОПОРА России» добавляют, что упрощение процедуры выведения хозяйствующих субъектов из реестра лишает учредителей и кредиторов стабильных гарантий соблюдения своих прав и законных интересов в отношении данных компаний. Действительно, теоретически возможна ситуация, когда фирма, имеющая обязательства перед третьими лицами, в течение года не ведет операций и не сдает отчетность, и в случае ее внесудебной ликвидации кредиторам будет весьма непросто добиться соблюдения своих интересов, тем более вернуть долг.

Президент «ОПОРА России» Сергей Борисов обращает внимание также на то, что предоставление Федеральной налоговой службе полномочий по внесудебному прекращению правоспособности юридических лиц не согласуется с основными гражданско-правовыми принципами. «Принятие данных поправок не решит проблемы создания фирм-однодневок, которые и становятся впоследствии „мертвыми душами”,- считает Борисов.- Создание таких фирм преследует цели оптимизации налогообложения, поэтому их регистрация будет привлекательной до тех пор, пока это относительно дешево по сравнению с той налоговой экономией, какая достигается в результате их использования. Упрощенная ликвидация таких фирм в дальнейшем играет всего лишь роль института ретроспективной ответственности и позволяет только подчищать статистику юридических лиц».

Но главная опасность, по мнению Руслана Ибрагимова, кроется даже в другом. «Совершенно неправильно, когда налоговые органы совмещают контролирующие и регистрационные функции. В моей практике был случай, когда налоговики ради задачи доначисления налогов своим волевым решением воскресили уже ликвидированное предприятие»,- рассказывает юрист.

Наши услуги
Позвонить