Изменения Федерального закона о юридических лицах.

В данной статье будут затронуты внесения изменений в Федеральные законы "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Федеральный закон от 02.07.05 № 80-ФЗ

С 17 июля 2005 года лицензируемых видов деятельности стало меньше. Поэтапная отмена лицензирования продолжится в 2006 и 2007 годах. Срок на рассмотрение заявления о получении лицензии сократился с 60 до 45 дней. Законодатель установил дополнительные гарантии для организаций и предпринимателей при лицензионном контроле, но при этом ужесточил ответственность за нарушение лицензионных условий.

Федеральный закон № 80-ФЗ сокращает количество лицензируемых видов деятельности и оптимизирует порядок лицензирования. В частности, сократился срок, в течение которого лицензирующие органы рассматривают заявления соискателей. Появилась возможность использовать упрощенный порядок лицензирования для некоторых видов деятельности. Кроме того, меняется порядок лицензионного контроля и приостановления лицензий.

Но при этом Закон № 80-ФЗ усилил ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий.

Вступление в силу основных положений Закона

Основные положения Закона № 80-ФЗ вступили в силу 17 июля 2005 года (по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в «Российской газете»). Нормы, касающиеся упрощенного порядка лицензирования, а также обмена документами между лицензирующими и регистрирующими органами (то есть налоговиками) вступят в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Закона № 80-ФЗ. Порядок приостановления действие лицензии и аннулирования лицензии изменится с 1 июня 2006 года.

Наконец, некоторые виды деятельности перестали быть лицензируемыми уже с 17 июля 2005 года, а другие перестанут быть таковыми только с 1 января 2006 года, с 1 января 2007 года либо со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. Напомним, что технические регламенты – это документы, которые должны заменить существующие государственные и отраслевые стандарты.

Лицензируемы виды деятельности

Закон № 80-ФЗ изложил в новой редакции список лицензируемых видов деятельности, который содержит статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-ФЗ). С 17 июля 2005 года прекратилось лицензирование тех видов деятельности, которые не попали в новую редакцию этого списка. Кроме того, в статье 18 Закона № 128-ФЗ появились пункты 5-7. Они перечисляют те виды деятельности, которые вошли в новую редакцию списка, но перестанут быть лицензируемыми с более поздних дат.

Для вашего удобства все эти изменения мы собрали в таблицу . Кроме того, Закон № 80-ФЗ сузил некоторые оставшиеся в списке виды деятельности. С 17 июля 2005 года лицензия требуется не на любую погрузочно-разгрузочную деятельность в портах и на железнодорожном транспорте, а только связанную с опасными грузами. А вместо деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи теперь лицензируется только изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан.

Наконец, с 17 июля 2005 года не надо получать дублирующие друг друга лицензии. Например, в списке больше нет эксплуатации нефтегазодобывающих производств, переработки, транспортировки и хранения нефти, газа и продуктов их переработки. Но вплоть до вступления в силу соответствующих технических регламентов такие предприятия должны получать лицензии на эксплуатацию взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных объектов.

Необходимые документы для подачи на получение лицензии

Закон № 80-ФЗ несколько изменил состав и содержание документов, которые должен подать соискатель лицензии.

От юридических лиц теперь требуется приводить в заявлении о предоставлении лицензии не просто свое наименование, а полное, сокращенное и фирменное наименование. Кроме того, все соискатели должны указывать в заявлении не только свое местонахождение (место жительства), но и адреса, по которым будут осуществлять лицензируемую деятельность. Наконец, в заявлении должен быть государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица или о регистрации индивидуального предпринимателя. Но зато больше не надо прикладывать к заявлению копии документов о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Как и прежде, к заявлению надо приложить документ об оплате госпошлины и те документы, которые требует положение о лицензировании конкретного вида деятельности. То есть документы, подтверждающие, что соискатель лицензии может выполнить лицензионные требования и условия.

Лицензирующий орган составляет опись поступивших документов и направляет ее копию с отметкой о дате приема соискателю. Закон № 80-ФЗ уточнил, что лицензирующий орган должен составить эту опись непосредственно в день поступления документов.

Сроки принятия решение лицензирующего органа на принятие решения

Еще одно существенное изменение: срок, в течение которого лицензирующий орган должен принять решение, сократился с 60 до 45 дней. По истечении срока составляется соответствующий акт о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. В уведомлении об отказе лицензирующий орган теперь должен не только описать причины отказа, но и привести реквизиты того акта, который он составил по результатам проверки соискателя. В результате соискателю будет проще бороться с произвольными отказами под надуманными предлогами.

Распределение полномочий лицензирующих органов

Наконец, последнее изменение в порядке лицензирования касается распределения полномочий между лицензирующими органами. Раньше федеральные органы могли передавать часть своих полномочий по предоставлению, приостановлению, ведению реестра лицензий и т. п. региональным органам исполнительной власти. С 17 июля 2005 года такое положение из Закона № 128-ФЗ исключено. Теперь только Правительство РФ в положениях о лицензировании может передать такие функции региональным органам.

Наши услуги
Позвонить