Сложности при регистрации фирмы в Москве.
Со стороны налоговых органов в отношении регистрирующихся юридических лиц был в значительной степени усилен контроль на всех этапах регистрации. Столичные предприниматели начали бить тревогу.
Ведь в процессе проверки регистрационных документов не редки случаи дисквалификации директоров и бухгалтеров. Поэтому, очень важно при открытии фирмы избегать различного рода неточностей.
Как правило учредители доверяют права на открытие фирмы и проведение всех необходимых операций именно бухгалтеру. Как это сделать? Основная правовая информация о сроках и документах указана в Законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Оформление и подготовка документов на регистрацию фирмы в Москве.
Бухгалтер, в обязательном порядке, должен проверить, все ли уставные документы создаваемой организации оформлены.
- Необходимо составить учредительный договор (для общества с ограниченной ответственностью) или договор о создании (для акционерного общества). Его должны подписать все участники новой фирмы,
- Определить размеры долей или количество акций на каждого.
В том случае, если учредителей не несколько, а один, то вместо договора должно быть написано и заверено в определенном порядке решение о создании фирмы.
- У новой организации должен быть устав. Многие начинающие предприниматели берут за основу типовую форму, не вчитываясь в подробности этого документа. Делать этого не стоит. Если вы не сильны в правовых вопросах, лучше проконсультироваться с юристом.
Например, о компетенции руководящих структур в новой компании (генерального директора, совета директоров, собрания учредителей). Потому что нестыковки в уставе могут привести к конфликтам между владельцами компании и администрацией (генеральным директором).
Так же потребуется подписать у учредителей протокол о назначении генерального директора и приказ о вступлении его в должность. Оба этих документа необходимо будет подать в налоговую инспекцию вместе с заявлением о регистрации.
Если новую фирму организует другая компания, то кроме перечисленных выше к комплекту документов также следует приложить:
- нотариально заверенную копию устава;
- копию учредительного договора;
- свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика учредителя-организации (копию);
- копию свидетельства о присвоении ОГРН учредителя.
- Юридический адрес доставит проблемы
Юридический адрес фирмы
После того как учредительные документы готовы, бухгалтеру следует позаботиться о юридическом адресе фирмы. Это необходимо потому, что в заявлении о госрегистрации компании есть пункт, в котором необходимо указать «адрес (месторасположение) постоянно действующего исполнительного органа». Другими словами — место, где расположен офис гендиректора фирмы, или юридический адрес. Причем при регистрации налоговый инспектор, как правило, требует подтверждения указанных в заявлении данных. Такими доказательствами выступают оригинал и копия договора об аренде помещения и нотариальная копия свидетельства собственника, подтверждающая его право на нежилое помещение и сдачу его в аренду.
Кроме юридического адреса бухгалтеру следует позаботиться и о банковском счете. Однако это необходимо только в том случае, если уставный капитал общества формируется за счет денежных средств. Для этого счетному специалисту надо будет открыть временный накопительный счет. На него участники должны внести не менее половины минимального размера уставного капитала, то есть 10 000 рублей.
Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании. Как правильно оформить.
Теперь можно приступать к самому заявлению. Форма Р11001 «Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании» утверждена постановлением правительства от 19 июня 2002 г. № 439 (приложение 1). Порядок заполнения бланка утвержден приказом ФНС от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@.
Обратите внимание, что заявителем при регистрации не может выступать генеральный директор.
В пункте 2 статьи 51 Гражданского кодекса сказано, что организация считается созданной с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Следовательно, руководитель приобретает право действовать от имени фирмы лишь после ее регистрации. Поэтому заявителем может выступать только учредитель общества. Он же подписывает заявление, причем сделать это необходимо в присутствии нотариуса. Однако такой порядок не мешает бухгалтеру заполнить все графы заявления, кроме этой, заранее. Для этого ему понадобятся паспортные данные учредителей и генерального директора, а также ИНН (если он есть).
Все странички заявления необходимо прошить и пронумеровать. В пункте 4 Требований, утвержденных постановлением правительства от 19 июня 2002 г. № 439, указано, что на месте прошива заявления следует поставить подпись и печать организации. Однако пока вас не зарегистрируют, печать получить вы не можете. Поэтому попросите нотариуса заверить место прошива на заявлении.
Отнеситесь к заполнению документов внимательно. Налоговый инспектор не примет заявление, если оно заполнено не полностью или, например, на одном из приложений нет подписи учредителя.
Сдача документов налоговую.
После того как вы собрали все документы, можно идти сдавать их в налоговую. В столице регистрацией организаций теперь занимается только одна инспекция – 46-я. Она расположена по адресу: Походный проезд, владение 3, корпус 1.
Как правило, учредитель-заявитель сам не относит в налоговую документы, он поручает это сделать бухгалтеру. В таком случае на счетного специалиста следует выдать нотариально заверенную доверенность. В ней надо указать, что заявитель поручает подать документы на регистрацию фирмы, а также получить свидетельство о регистрации. Более подробно о правилах составления доверенности читайте в «Московском бухгалтере» № 12 за 2004 год.
Вместе с заявлением бухгалтер должен взять с собой две копии расписки (лист 3 заявления по форме Р11001) с перечнем всех бумаг, которые он представляет в налоговую. Инспектор проверяет список документов, одну копию оставляет у себя, а вторую отдает счетному специалисту. Свидетельство о регистрации фирмы бухгалтер сможет получить только в обмен на этот документ (п. 5 Требований).
Кстати, вместе с документами лучше сдать папку, в которую инспекторы подошьют все бумаги по фирме. Конечно, скоросшиватель дело в вашу пользу не решит, но положительно повлиять на контролера вполне способен.
И наконец, после того, как вы получите свидетельство о регистрации, вам нужно будет изготовить печать, открыть расчетный счет в банке, встать на учет в Фонде социального страхования, Пенсионном, в ФОМС, а также в Госкомстате.
Подводные камни юридического адреса фирмы при регистрации.
В столице очень много юридических компаний, которые оказывают «услуги по предоставлению юридического адреса». Они заключаются в том, что с вами заключат договор на оказание услуг либо выдадут гарантийное письмо о предоставлении адреса.
Однако к таким предложениям следует относиться с осторожностью. Ведь инспектор, ознакомившись со свидетельством о регистрации, может выехать на место и проверить, действительно ли там расположена ваша фирма. В этом году в московском суде уже был дисквалифицирован предприниматель именно за то, что по адресу, указанному в заявлении, фирмы не оказалось (письмо ФНС от 13 сентября 2005 г. № ЧД-6-09/761). Так что подойдите к поиску адреса с особой внимательностью. К тому же от выбора адреса будет зависеть и номер инспекции, в которой вы будете отчитываться. А в этом вопросе тоже важно не ошибиться.
В столице сейчас широко распространена практика, когда предприниматели для начала бизнеса покупают готовую компанию по сходной цене. Но скажите, так ли хорош этот вариант? Действительно это довольно популярный и прибыльный бизнес. Стоит это удовольствие недорого: 350–500 долларов. Не надо возиться с бумажной волокитой и бегать по инстанциям. А в некоторых случаях, если сроки работы горят, то траты эти к тому же и оправданны. Ведь начинать работу можно чуть ли не в день покупки.
Но предпринимателей, которые организовывают бизнес таким образом, стоит предупредить о некоторых проблемах, которые могут возникнуть при неправильном оформлении сделки. Ее структура проста: при покупке готовой фирмы либо меняются учредители (выводятся старые и вводятся свои), либо назначается новый генеральный директор. В такой ситуации в большинстве случаев складывается ложное впечатление, что прежних владельцев компании больше видеть не суждено.
Однако через некоторое время (особенно после того, как ваша компания начала быстро и успешно развиваться) вы рискуете встретиться со старыми учредителями в суде или правоохранительных структурах. Причина простая. Старый владелец заявляет, что подпись на заявлении о выходе из состава учредителей (на договоре о продаже доли в уставном капитале) не его. Все объяснения в суде о том, что данную компанию вы добросовестно приобрели у регистраторов, не будут иметь никакого значения. Последствия вы можете представить себе сами.
Требования незваных гостей, как правило, одни и те же. Старые учредители хотят денег. Причем сумма, которую они желают, прямо пропорциональна масштабам развития вашей компании. Казалось бы, заплатил и продолжай работать дальше. Трудность в том, что о требованиях визитеров вы узнаете не сразу. Более того, если старые учредители – люди юридически грамотные, то о проблемах вы узнаете только тогда, когда деятельность компании будет полностью парализована. На практике предложения от бывших владельцев поступают к вам уже после подачи в суд искового заявления.
Доводы заявителей весьма банальны. Во-первых, «данный договор я не подписывал (подпись не моя)». Во-вторых, «денег я за эту долю (переданные акции) не получал». Кстати, отсутствие у вас расписки от прежнего владельца будет основанием для признания договора купли-продажи долей (акций) незаключенным в силу безденежности договора. Поэтому суд признает, что смена учредителей была незаконной. А следовательно, старые «хозяева» станут юридическими владельцами вашей компании, что дает им право на основании судебного решения управлять вашим бизнесом.
Как выйти из сложной ситуации, связанной Вашим юридическим адресом.
Чтобы не допустить полной потери контроля над бизнесом, реальному хозяину лучше всего перевести все имущество компании, контракты и денежные средства на другую фирму. Здесь дорога каждая минута. Однако сделать это возможно далеко не всегда. Порой у старого учредителя на руках есть решение суда о наложении ареста на все имущество компании в качестве обеспечительных мер по иску. Расчетный счет в этом случае будет арестован, а денежные средства на нем для вас станут недоступными. Ситуация не из приятных: работа компании полностью парализована! Развитие событий каждый раз сложно предугадать, поскольку слишком много факторов влияния. Но первое, что нужно предпринять владельцу без раздумий, – это вступить в переговоры с инициатором захвата и выяснить, что он хочет. Параллельно необходимо изучить все материалы и документы по данному делу. В том числе и те, которые находятся в суде.
После того как вы изучите все обстоятельства, необходимо будет принять решение. Если требования старых владельцев ограничиваются для вас незначительной суммой, то, может быть, есть смысл с ними договориться. Бизнес-то дороже!
Если выдвигаемые требования чрезмерно завышены и никак не сопоставимы с реальным бизнесом, который Вы ведете, то Тогда можем посоветовать следующее: старайтесь затягивать переговоры. Например, скажите, что вы обдумываете предложение или заболели (в командировке, отпуске и т. п.). За это время выработайте стратегию минимизации потерь. Конечно, в таких ситуациях желательны консультации со специалистами.
Фирму регистрировать нужно «с нуля»: самостоятельно или через проверенных партнеров. Это самый надежный вариант. Конечно, времени потребуется немного больше – около двух-трех недель.
Первоначально запомните: договор купли-продажи доли в уставном капитале (или акций, если это АО) старые учредители должны подписывать только в вашем присутствии и только своей рукой! Нелишним в этом случае будет проверить у гражданина, подписывающего договор, паспорт, чтобы убедиться, что это действительно он. Обратите внимание: подпись, которую старый владелец поставит в договоре, должна быть похожа на ту, что в паспорте.