Принудительная ликвидация юридического лица.

Решение о принудительной ликвидации осуществляется по решению суда в том случае, если обнаружены или допущены ошибки пре создании юридического лица и эти нарушения носят грубый характер и не подлежат исправлению.

Так же принудительная ликвидация организации неизбежна, если осуществляется деятельность фирмы или организации без надлежащего разрешения на деятельность, если осуществляемая деятельность нарушает Законодательство РФ и является запрещенной или любые другие неоднократные нарушения закона (не приведение учредительных документов юридического лица в соответствие с законодательством РФ), при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией или объединением благотворительный и иных форм деятельности, которые противоречат уставным целям, противоречащим Кодексу.

Для того, чтобы процесс принудительной ликвидации был запущен должны быть выдвинуты соответствующие требования согласно решению суда или органом местного самоуправления, который имеет на это право по закону.

Принятие решения о ликвидации юридического лица влечет за собой его прекращение с запретом перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Принудительная ликвидация при нарушении законодательства о лицензировании.

На основании п. 1 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, которые соответствует осуществляемой юридическим лицом деятельности, которая предусмотрена учредительными документами. В соответствии с этим юридическое лицо несет за связанные с этой деятельностью обязанности, права и ответственность.

За исключением унитарных предприятий и других видов организаций, коммерческая организация может иметь гражданские права и исполнять обязанности, предусмотренные для осуществления всех видов деятельности, которые не запрещены Законодательством Российской Федерации.

Отдельными видами деятельности, не предусмотренными в вышеуказанных документах юридического лица, организация может заниматься только при наличии на данный вид или виды деятельности разрешения (лицензии).

Основным нормативным актом, который регулирует порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно данному закону именно им  регулируются отношения, которые возникаю в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на то, чтобы обеспечить единой государственную политику при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ лицензия является специальным разрешением на осуществление конкретного вида деятельности и соблюдении в обязательном порядке требований, предусмотренных непосредственно видом лицензии и Законодательством Российской Федерации в осуществляемом виде деятельности.

Принудительная ликвидация юридического лица по иску налоговых органов.

Процедура ликвидации юридического лица, которая осуществляется непосредственно по иску налоговых органов (дело в том, что кроме налоговиков иск о принудительной ликвидации юридического лица могут подать и другие организации и органы, но это уже отдельный разговор) может проходить по многим основаниями и причинам. Так заявителем может быть прокурор, налоговые органы, органы лицензирования и так далее.

Причины, которые могут стать основанием для прекращения деятельности фирмы:

  • Нарушение закона в грубой форме и нарушение это носит неустранимый характер (сюда, например, можно отнести неоднократное нарушение закона, непредставление налоговой декларации и т.д.)
  • Если юридическим лицом осуществляется вид деятельности, который подлежит обязательному лицензированию, а по факту эта лицензия либо не получена, либо просрочена
  • Если юридическое лицо осуществляет вид деятельности, который противоречите его уставным целям
  • Систематическая невыдача контрольно-кассового чека и нарушения, связанные с ККТ
  • Отрицательная величина активов юридического лица на протяжении двух и более лет (ля ОАО)

Если организация не прошла обязательную процедуру перерегистрации и, тем самым, не заявила о своем существовании в установленные Законодательством или указами РФ в необходимые сроки, она не будет считаться ликвидированной, но налоговые органы вправе подать соответствующее исковое заявление, в котором будет выдвинуто требование о прекращении деятельности юридического лица, указанного в заявлении.

Инициаторами принудительной ликвидации могут выступать:

  • Министерство по антимонопольной политике
  • ФНС (Федеральная налоговая служба)
  • Министерство финансов РФ
  • Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

В настоящее время в ФНС России рассматриваются некоторые возможные варианты:

– ввести процедуру приостановления деятельности, то есть регистрирующие органы, временно ограничат организацию в праве осуществления предпринимательской деятельности.

Сделки, которые организация совершит в этот период, будут автоматически признаны недействительными. Если в дальнейшем она не заявит о себе, то ее исключат из реестра.

Остается отметить, что на сегодняшний день процесс ликвидации проходит достаточно долго и болезненно.

Нарушение закона о ККТ.

Еще одной причиной, по которой возможно обращение налоговых органов в суд с заявлением о принудительной ликвидации – нарушение закона о ККТ, которое возникает неоднократно и предусматривает применение соответствующих подобным нарушениям мер (ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). К таким нарушениям относятся:

  • Продажа товаров
  • Выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации или без использования ККМ (контрольно-кассовых машин).

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет за собой:

  • Наложение административного штрафа в размере от 15 – 20 минимальных размеров оплаты труда (на граждан)
  • От 30 -40 минимальных размеров оплаты труда (для должностных лиц)
  • От 300 – 400 минимальных размеров оплаты труда (для юридических лиц)

Налоговая служба в процессе разбирательств должна доказать суду, что данная организация преступала законодательство Российской Федерации неоднократно и предъявить для этих целей как минимум одно постановление по делу об административному нарушению по конкретному случаю данного юридического лица, на основании которого на организацию уже накладывались штрафные и иные санкции за несоответствующее использование и применение ККТ.

Юридическое лицо признается виновным, если в процессе судебного разбирательства становится ясно, что юридическое лицо имело возможность избегать нарушения Законодательства, но не делало этого преднамеренно и не предпринимало зависящих от него мер по их устранению и соблюдению.

Наши услуги
Позвонить