Как вернуть переплату по НДС?

Инспекторы против правильного учета.

Как быть в ситуации, когда фирма настроена на то, чтобы исправить свою декларацию, но встречается с отказом со стороны контролеров, которые не принимают «уточненку»?

Налоговые споры являются неотъемлемой частью можно сказать всех российских предпринимателей совершенно разного уровня. От малого бизнеса, до крупных корпораций просто не могли обойти эту ситуацию стороной. Точнее, она их не могла обойти стороной. К большому сожалению действия инспекторов (не всех, конечно) являлись, являются и, надеемся, со временем перестанут быть такими двусмысленными и не всегда носящими характер только инспекции. Но они – норма деловой жизни сегодня.

Так, например, фирмам приходится сталкиваться с ситуацией, когда приходится возвращать налоги, уплаченные в бюджет больше, чем от них требовалось. Причиной такой переплаты может быть техническая ошибка в процессе перечисления (например, не вовремя получен первичный документ).

Казалось бы тут все понятно, и как себя должна вести фирма видно невооруженным взглядом. Все, что нужно – составить декларацию, в которой буту необходимые уточнения и беспроблемно получить то, что ей принадлежит. Но вот на этом этапе и возникает  недопонимание со стороны инспекторов, мнение и позиция которых не совпадает с обратившейся к ним фирмой.

Пример такой ситуации.

Смоделируем такую ситуацию. Допустим, есть некая фирма «А», которая заключила договор на оказание платных услуг от юридической фирмы «Б». Услуги фирма «Б» выполнила добросовестно и согласно заключенному договору, ей, согласно договору, была перечислена необходимая сумма. Полученные доходы фирмой «Б» были учтены при расчете налоговой базы по НДС за необходимый отчетный период.

Налоговая инспекция в выездной инспекции за этот в фирме «Б» период ошибок не обнаруживает.

Проходит время и выясняется, что юридическая фирма «Б» оказала услуги в меньшем объёме, нежели предусмотрено договором. Компания «А» выдвигает «Б» соответствующие претензии, и споров между ними не возникает. То есть «Б» согласны с тем, что условия договора  с их стороны выполнены не в полном объеме. Вполне понятны требования «А» вернуть ту разницу и выставляет счет-фактуру с уменьшенной суммой.

Фирма «Б» составляет скорректированные первичные документы, в том числе и уточненную декларацию за тот период, в котором была допущена ошибка. Соответственно и заявление на возврат переплаты НДС.

Казалось бы все правильно, все шаги компании «Б» вполне правомерны и не должно быть никаких трудностей. Дело времени. Но, не тут то было. Контролеры отказываются принимать ту самую уточненную декларацию. Причиной отказа прозвучало то, что подавать её за прошедший период нельзя. Инспекторы сообщили, что во время проверки фирмы они выявили все недостатки в ее учете. Поэтому, по мнению контролеров, у последней не было никаких оснований пересчитывать налог и подавать «уточненку». Инспекторы также заметили, что они не вправе проводить повторную проверку по одним и тем же налогам за один отчетный период. Как следствие, контролеры отказали компании «Бета» в возврате НДС.

В описанной ситуации правомерность действий инспекторов вызывает сомнения. Ведь пункт 1 статьи 81 Налогового кодекса предусматривает, что если компания обнаружила в налоговой декларации ошибки, она обязана внести в нее необходимые дополнения и изменения.

Отказ? В суд!

И тут просто не может быть другого пути. Действия контролера нарушают налоговое законодательство. Ведь в п.1 ст.81 Налогового Кодекса Российской федерации прямо и однозначно сказано, что если компанией обнаружены ошибки или недочеты в налоговой декларации, то она просто обязана внести эти все необходимые изменения в декларацию.

Более того, фирма обязана пересчитать все налоги за тот период, в котором была допущена ошибка. В том случае, если фирма не помнит и точно не знает, в какой период была допущена ошибка, то изменения необходимо вносить в тот отчетный период, в котором эта ошибка была выявлена (п.1 ст.54 Налогового Кодекса РФ).

В нашей ситуации фирмой было принято решение, которое предусмотрено законом и назвать его неправильным и уж тем более неправомерным точно нельзя. То есть подала уточненную декларацию. Налоговая инспекция не вправе давать отказывать и обязана принять (пункт 2 статьи 80 НК РФ). Инспекторы обязаны по просьбе фирмы поставить на поданной декларации  штамп о получении. Компания, помимо этого, должна исправлять декларацию  в независимости от того, проходила ли на выездная налоговая проверка в за тот период.

Пунктом 3 статьи 82 Налогового кодекса РФ определено, что организация вправе подавать уточненную декларацию даже после окончания срока уплаты предусмотренного налога. Но вот это должно быть сделано до того, как сама налоговая обнаружит какие-либо нарушения и назначит выездную проверку.

Итак, инспекция отказалась принимать уточненную декларацию по НДС и в возврате переплаты отказала. Фирма, и это понятно, с таким решением проверяющих не согласна. Выход из этой ситуации такой: писать жалобу в вышестоящую налоговую инспекцию. Если и там получен отказ, то следующий шаг – суд (пункт 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ). По подобным судебным спорам уже давно сложилась положительная ситуация. Так что у фирмы есть все шансы это дело выиграть.

Камеральные проверки не ограничены.

Как мы уже выяснили, в подобной ситуации фирма имеет полное право подавать уточненную декларацию и вернуть ту переплату НДС, о которой велась речь выше. Позиция налоговых органов в этой же ситуации обозначена законом, которым в своей работе представители налоговой инспекции сами и руководствуются в принятии своих решений. И в нашем варианте позиция инспекции противоречит закону. Кроме того, это же подтверждает и арбитражная практика. Так, при споре с инспекторами в качестве аргумента можно сослаться на постановление ФАС Центрального округа от 30 октября 2003 г. по делу № А14-2513-03/99/28. Суд определил, что налоговое законодательство не запрещает фирме возмещать НДС после того, как будут устранены нарушения, допущенные при оформлении счетов-фактур.

При этом компаниям следует учитывать, что порядок корректировки налоговых деклараций противоположен тому, который действует в бухгалтерском учете.

Это объясняется тем, что в п.1 ст.54 Налогового кодекса Российской Федерации очень четко и однозначно прописано, что в случае обнаружения ошибки в расчете налогов, то исправлению подлежит именно ту декларацию, которая по каким-то причинам была составлена неверно.

Налоговики со своей стороны в обязательном порядке должны провести камеральную проверку документов, предоставленных компанией согласно статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации. Они же в дальнейшем будут служить основанием для возврата переплаты налога на добавленную стоимость. И проверяющие не имеют права оставить без внимания поданное им подобное заявление. И хотя бы только потому, что налоговое законодательство напрямую ставит им в обязанности рассматривать подобные заявления.

Обратите внимание, что контролеры  не имеют права проводить повторную проверку по тем же налогам в один и тот же отчетный период. Количество камеральных проверок, в свою очередь, ни кем и ни чем не ограничено. Споры в таких ситуациях, как правило, обычное дело, и чтобы свести их к минимуму или избежать необходимо иметь документ, в котором будет зафиксирован установлен момент получения счета-фактуры.

Единственное ограничение на перечисление налога.

Еще один важный момент, касающийся возврата суммы излишне уплаченного налога – возможные ограничения. Ограничение на самом деле есть, и оно касается только времени. Такое заявление можно подавать не позже трех лет со дня перечисления её в бюджет и это отражено в пункте 8 статьи 78 Налогового Кодекса Российской Федерации. И это единственное возможное ограничение. Других ограничений Налоговым кодексом не предусмотрено.

Если во время выездных проверок налоговики не обнаруживают никаких претензий к фирме не обнаруживают, не находят никаких нарушений, то это говорит, что со стороны государства, грубо  говоря, нет претензий к данной конкретной фирме, но, в свою очередь, это не говорит об обратном. Фирме нужно постараться подготовить как можно больше документов, которые подтвердят расхождения сумм налога к уплате до и после исправлений. В результате проверяющим станет ясно, что уменьшение обязательств по НДС в текущем периоде не привело к их увеличению в других.

Для того, чтобы инспекторы приняли исправленные декларации, компании необходимо написать заявление о возврате переплаты (п. 1 ст. 81 НК РФ). Затем вместе с правильной декларацией отнести его в налоговую инспекцию. При этом обязательно нужно указать, что отчет является уточненной. В противном случае проверяющие не поймут, что фирма вносит изменения в уже поданные ранее расчеты налогов. Они могут посчитать, что компания просто сдает отчет с опозданием. А за несвоевременную сдачу налоговых деклараций статья 119 Налогового кодекса предусматривает штраф.

Инспекторы в течение трех месяцев с момента подачи уточненной декларации и документов, на основе которых фирма рассчитывает и уплачивает налог, должны провести их камеральную проверку. По ее итогам контролеры смогут определить, насколько обоснованы требования компании. В свою очередь, в пункте 3 статьи 176 Налогового кодекса сказано, что проверяющие должны в течение двух недель решить, вернуть ли компании переплату.  Если они примут положительное решение, в тот же срок инспекторы должны сообщить о возврате налога в Федеральное казначейство.

В рассмотренной ситуации инспекторы не имеют права проверять все документы компании за отчетный период. Возможно, именно  поэтому они отказались принять уточненную декларацию. Однако в этом случае у налоговой инспекции нет необходимости проводить выездную проверку.

Наши услуги
Позвонить