Несовпадение фактического и юридического адресов. Что делать?

Гражданским кодексом Российской Федерации используется термин «местонахождение юридического адреса». Думаем, Вам понятен данный термин, но все же на всякий случай уточним его.

Юридический адрес – адрес, по которому фирма или компания зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но на самом деле фирма может располагаться по отличному от зарегистрированного адреса, это и есть «фактический» адрес фирмы.

Гражданский кодекс не содержит в себе общей нормы, которая касалась бы соотношения или соответствия фактических и юридических адресов для организаций. Но в законах, которые призваны регулировать юридические лица самых различных организационно-правовых форм, все-таки внимание уделено. И согласно им юридическим адресом называют местонахождение регулярно действующего исполнительного органа юридического лица на момент регистрации. В том случае, если оно отсутствует, то другого лица или органа, которое имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности, по средствам которого осуществляется связь с данным юридическим лицом. Юридический адрес должен обязательно указываться в документах организации.

Фактический адрес – адрес реального расположения действующего исполнительного органа юридического лица. На практике эти адреса довольно часто могут не совпадать. Какие возможны последствия, и как выходить из сложившейся сложной ситуации , связанной с несовпадением адресов юридического лица?

Регистрация юридического лица и его фактическое местонахождение.

Местонахождение постоянно действующего исполнительного органа признается местом нахождения юридического лица. В том случае, если обнаруживается факт отсутствия последнего, то местонахождение определяется по местонахождению иного исполнительного органа данного юридического лица, которые имеют все права действовать от имени юридического лица не имея на это доверенности.

  • Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах
  • В п. 1 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, а сведения о месте нахождения юридического лица содержатся в его уставе.

Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а так же Пленума ВАС РФ №14 от 09.12.199 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» указано, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 4 Закона об ООО, согласно которым местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации, и учитывать, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности».

Ранее так же устанавливалось, любое общество в обязательном порядке должно иметь собственный почтовый адрес, по средствам которого с ним осуществляется связь. Так же общество обязано информировать  и уведомлять органы, которые осуществляют регистрацию юридического лица о любых изменениях своего почтового адреса. В целях формирования единого подхода к вопросу о месте нахождения юридического лица, месте его регистрации и почтовом адресе приведенные положения в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-ФЗ из ст. 4 Закона об ООО исключены.

На сегодняшний день, в действующем законодательстве адрес местонахождения и юридические не предусмотрены на разделение. Другими словами. Законодательство исключает понятия «юридический» и «Фактический». У организации должен быть только один адрес. И это адрес, по которому фирма регистрировалась. Между тем место нахождения самого юридического лица Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) даже и не определено, но согласно статьи 19 Налогового Кодекса РФ необходимо указывать  местонахождение налогоплательщика.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов. Кроме того, в Законе № 129-ФЗ отсутствует требование о представлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих место нахождения органов юридического лица, определенное в его учредительных документах.

Согласно пункта 3 статьи 288 Государственного Кодекса РФ нельзя указывать в качестве местонахождения юридического лица адрес жилого помещения. В соответствии с п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов, в том числе места нахождения юридического лица, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Но юридические лица не имеют права ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений, в отношении с третьим лицом, которое действовало на основе этих изменений. Пункт 5 статьи 5 Закона №129-ФЗ устанавливает, что в случае изменения указанных п.1 этой статьи сведений произошло на основании изменений в учредительных документах , то внесение изменений в ЕГРЮЛ должно осуществляться в том порядке, который предусмотрен главой VI данного Закона. Получается, что государственная регистрация юридических лиц должна осуществляться его постоянному местонахождению действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – любого другого органа, которое имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Место нахождение, которое было указано в документах при регистрации и фактическое местонахождение могут не совпадать. Однако, юридическим местонахождением будет считаться адрес, указанный в документах при регистрации. ь. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в его учредительных документах. В Едином государственном реестре юридических лиц должны быть указаны сведения4 о месте нахождения (об адресе) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность5, установленную законодательством Российской Федерации.

Юридическая ответственность.

На основании пункта 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление сведений о юридическом лице, а так же представление заведомо ложных сведений о юридическом лице в орган, который осуществляет регистрацию юридических лиц влечет за собой предупреждение или наложение административного  штрафа на должностных лиц размером 50 минимальных окладов заработной платы. То же самое касается и случая, когда регистрирующему органу были предоставлены сведения заранее ложные, и данный факт будет рассмотрен, как попытка обмануть государственные органы и законодательно признан административным нарушением и кроме уплаты штрафа предусмотрена дисквалификация руководителя сроком до трех лет.

Дисквалификация руководителя.

Письмом ФНС РФ от 13.09.2005 № ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации» налоговым инспекциям предлагается применять дисквалификацию должностных лиц организаций в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации. В соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 № 23 под представлением заведомо ложных сведений следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности. Об изменении места нахождения юридического лица необходимо уведомить регистрирующий орган в течение 3 дней с момента такого изменения6, иначе также может быть применена административная ответственность, предусмотренная п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, за непредставление, несвоевременное представление сведений о юридическом лице, представление недостоверных сведений. Кроме того, согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, равно как и представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Ликвидация юридического лица. Иски о ликвидации.

Кроме всего прочего, в качестве примера одного из возможных последствия можно привести и Постановление ФАС Московского округа кассационной инстанции3. Инспекция МНС РФ (далее Инспекция), где предъявляется иск о ликвидации юридического лица на основании статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а так же согласно закона №123-Ф38 в связи с допущенными нарушениями законодательства Российской Федерации, а в частности на момент регистрации ответчиком были предоставлены недостоверные сведения о своем местонахождении.

Позиция Министерства Финансов по данному вопросу.

  1. Юридическое лицо находится фактически и зарегистрировано в одном городе, но сотрудники данного юридического лица находятся в другом городе. Кроме всего прочего для сотрудников не создано ни одного стационарного рабочего места, которое либо косвенно либо прямо находилось бы под контролем рассматриваемой нами организации.

Вопрос: становиться ли на учет данному юридическому лицу в другом городе?

Ответ: По мнению Минфина РФ, основания для обязательной постановки на налоговый учет юридического лица по месту осуществления этой организацией деятельности, которая не влечет за собой создания стационарного рабочего места, отсутствуют.

  1. Часто возникают такие ситуации, когда юридическое лицо по документам зарегистрировано в Московской области, а арендует офис в г. Москве, то есть находится на территории другой налоговой инспекции. Фактически обособленного от головной организации подразделения юридическое лицо не имеет. Никаких других помещений, недвижимого имущества и транспортных средств нет. Все расчеты по налогам с бюджетом РФ и с бюджетом субъекта РФ г. Москвы организация осуществляет по реквизитам инспекции, где произведена регистрация по юридическому адресу. Подлежит ли организация регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения арендованного под офис помещения? Вопрос, несомненно, неоднозначный, позиция Минфина РФ сводится к тому, что в такой ситуации юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы в целях указания в них достоверной информации о месте нахождения10.
Наши услуги
Позвонить